Когда планируется и настраивается работа производственных линий, то все детали можно уточнить ещё на берегу – то есть непосредственно до запуска производства. Но с людьми такое невозможно. Человеческий фактор – это вообще глобальная проблема.
У кого-то особый склад характера, у кого-то исключительная интуиция и нереально большой опыт, кто-то берёт задачи нахрапом, кто-то концентрируется на предварительном глубоком анализе и не любит рисковать….
Всего не перечислить. Сколько людей, столько и особенностей. Собрать единую команду, в которой каждый выполнял бы свою роль и показывал максимальную эффективность, достаточно сложно. HR-специалисту недостаточно просто сформулировать требования к характеру, знаниям и опыту, а также к другим характеристикам сотрудников.
Пока команда не поработает в связке над реальными задачами, вы не сможете понять совместимость всех её участников.
С решением этой проблемы как раз помогают различные игры: имитационные или командообразующие. О них и поговорим ниже.
Корпоративные и бизнес-игры – что это и зачем они нужны?
Корпоративные игры могут стать частью внутреннего образовательного процесса, могут применяться для выявления отдельных свойств сотрудников, влияющих на рабочий процесс негативно или положительно, могут использоваться для притирки и образования команд, а также для других рабочих целей.
Условно корпоративные игры можно разделить на следующие виды:
Имитационные игры (обучающие) – как можно понять из названия, основная задача таких игр сводится к моделированию рабочих ситуаций и процессов. Тут срабатывает следующий принцип – любую теорию желательно подкреплять практикой, иначе общие знания не будут закрепляться на уровне предметных навыков. Имитационные игры чаще других применяют для развития определённых компетенций.
Командообразующие игры (тимбилдинги) – это игровые процессы и активности, которые позволяют проверить совместимость сотрудников между собой, выявить гласных и негласных лидеров, неформальные связи между участниками, а также еще больше сплотить коллектив за счёт общей предметной деятельности, не обязательно связанной с работой.
Развлекательные игры – это бизнес-игры, которые не преследует никаких определённых целей. Их используют на различных знаковых мероприятиях, например, на корпоративах, юбилеях, профессиональных праздниках. К подвидам развлекательных игр могут относиться различные квесты, головоломки и не только.
Обратите внимание, не стоит путать бизнес-игры с геймификацией. Геймификация – это внесение элементов игр в рабочие или маркетинговые процессы. А бизнес-игры – это всегда отдельные мероприятия, организованные вне рабочих процессов.
Имитационные игры могут быть направлены на командообразование, тогда они могут относиться одновременно к обеим категориям.
Цели командных игр:
- Сплочение коллектива так, чтобы это могло повысить эффективность рабочих процессов.
- Определение важных индивидуальных качеств и особенностей каждого участника, чтобы эти качества знали и могли учитывать другие (например, сильные стороны можно использовать на пользу всей группы, а слабые – грамотно обходить, чтобы не создавать дополнительных проблем).
- Выявление статуса отдельных участников. Очень желательно, чтобы каждый в коллективе занимал своё место. Например, чтобы гласные и негласные лидеры совпадали.
- Налаживание межличностных отношений, способствующих более простым и быстрым коммуникациям.
- Практическая отработка реализации задач в составе группы, оттачивание шероховатостей, выявление проблем.
- Тестирование кандидатов на вакантные должности (на пустые или отсутствующие роли в команде).
Как проводятся имитационные игры
Любая игра должна иметь чёткие правила и обозначенную цель. У игры есть начало и конец. Обычно конец игры совпадает с фактом достижения цели.
Отдельный обязательный фактор – отсутствие прямой связи с реальными рабочими процессами и статусами. Другими словами, в игре руководитель может поменяться местами с подчинённым, а совершённые ошибки или просчёты не будут иметь никаких последствий для участников.
Игра — это всегда имитация, тренировка или моделирование, но не более.
Соответственно, в процессе игры ведущий знакомит участников с правилами, обозначает условия, при которых игра будет закончена (выиграна или остановлена, например, по истечение определённого времени или при совершении ошибки), а затем объявляет начало игры.
Чтобы лучше закрепить условия и правила игры, можно провести демонстрацию или небольшой тестовый запуск игрового процесса, визуализировать победу.
По результатам игры подводятся итоги. Если игра нужна была для выявления способностей кандидата, то принимается соответствующее решение о дальнейших шагах: подходит/не подходит, что нужно улучшить и прочее.
Пример простой игры на командообразование
Рабочее название – «Игра в дельфинчика».
Правила:
- Главный игрок, «дельфинчик», выбирается случайным образом или просто по списку.
- Он покидает комнату, в которой располагаются остальные члены коллектива.
- Оставшиеся участники загадывают действие, которое должен совершить «дельфинчик», когда начнётся игра. Действие может предложить каждый желающий. Конечное решение определяется голосованием.
- Когда цель определена, «дельфинчик» приглашается в помещение.
- Его задача – угадать и сделать то, что загадал коллектив.
- Говорить что-то в процессе игры запрещено. Единственный способ коммуникации – хлопки в ладоши со стороны «тренеров». В качестве тренеров выступают все члены коллектива, кроме «дельфинчика».
- Как только «дельфинчик» выполнит загаданное действие, игра заканчивается.
По желанию игру можно перезапустить уже с другим «дельфинчиком».
Глубинные смыслы и посылы в игре.
Тренировка «дельфинчика» очень похожа на то, как происходит процесс реальной дрессировки животных. Животное может делать что угодно, оно не понимает язык хозяина, но вполне осознаёт тот факт, какие действия вознаграждаются, например, с помощью кусочка еды.
Именно поэтому единственным способом коммуникации в игре являются хлопки. Они выступают в роли подтверждения правильности действий.
Что позволяет развить или выявить «игра в дельфинчика»:
- Здесь могут не совпадать статусы и роли реальных участников коллектива. На месте «дельфина» вполне может оказаться руководитель. Соответственно, рядовые сотрудники смогут поставить себя на место управленца и понять, насколько иногда сложно поставить задачу подчинённому, когда он тебя не понимает. Руководители смогут на своей шкуре осознать, насколько иногда глупыми могут быть требования «тренера».
- Так как итоговое решение о целевом действии «дельфина» принимается за счёт обсуждения и голосования, тренируются навыки коммуникации, убеждения и лидерства. Мало просто предложить идею, нужно, чтобы её поддержали остальные.
- В игре нет наказания, только поощрение. Соответственно, «тренеры» учатся добиваться результатов только с помощью пряника, без кнута.
- Общая атмосфера игры располагает к более доверительным отношениям между участниками.
Пример имитационной игры для тренировки тона общения
Коллектив разбивается на группы по 3-4 игрока. Каждая группа усаживается за столы, как в классе за партами – один за другим.
Главный игрок, который находится позади остальных, берёт в руки какой-нибудь предмет (обычно что-то безобидное, например, ручку, карандаш или какую-нибудь мягкую игрушку).
Его задача — добиться того, чтобы предмет попал к игроку, сидящему за первым столом (в самом конце ряда относительно него).
Единственная фраза, которую может произносить главный игрок: «Возьми это и передай другим, скажи, чтобы передали далее».
Такую же фразу должны произносить все промежуточные звенья, кроме предпоследнего. Предпоследний должен просто убедить взять предмет.
Игра считается оконченной, когда предмет попадает в руки игрока, сидящего за первым столом.
Вся фишка игры в том, что никто и никому здесь не обязан. Это условие заранее оговаривается ведущим. Единственная причина, по которой промежуточный или последний игрок должен брать предмет в руки – это возникновение на то его желания.
Игра активно тренирует навыки коммуникации и постановки задач. Предмет может застрять на любом из этапов. Задача главного игрока выбрать тот тон общения, который будет способствовать эффективному продвижению предмета — условного символа задачи.
Чем больше этапов движения «задачи», тем тверже должно быть намерение.
Если тон выбран неправильно, то предмет точно где-то застрянет. Он даже может вернуться обратно к источнику, если у промежуточного игрока пропадёт желание передавать его вперёд.
Игра позволяет выделить сотрудников, умеющих правильно общаться и ставить задачи. Тот, у кого предмет будет двигаться быстрее, обладает негласным авторитетом среди остальных участников.
Игра повышает градус, если в неё играют не только руководители и подчинённые, но и все руководители из параллельных отделов и служб. Тут все на одном уровне и в примерно равном статусе.
Очень легко отследить тех, кто будет намеренно препятствовать движению задачи без веской причины, просто потому что ему так захотелось, а также тех, у кого проблемы с общением и выбором тона. Крик или угрозы здесь могут только навредить.
Общий итог – понимание и осмысление проблем, с которыми может столкнуться задача на разных этапах своего продвижения. Команда становится слаженнее, так как снижается желание отдельных участников создавать проблемы на ровном месте. Ведь всегда проще выиграть, если задача продвигается без сопротивления.
Выводы и рекомендации
Имитационные и командообразующие игры действительно полезны для бизнеса. Они позволяют добиться слаженности коллектива, выявить проблемы и, наоборот, найти сильных претендентов на разные роли.
Игра позволяет имитировать предметные ситуации без какого-либо реального ущерба для компании. Это, в свою очередь, позволяет сделать большое количество выводов практического применения, например, о необходимости обучения или закрепления определённых навыков.
Выше мы привели лишь пару примеров бизнес-игр. В реальности таких игр существует очень много. Подбирать каждую из них следует исходя из стоящих задач и целей бизнеса.