Projecto

Геймификация в бизнесе простыми словами

Геймификация в бизнесе простыми словами

Все люди любят играть в игры. Тут важно заметить, что игры бывают не только компьютерными. Более того, отдельные авторы работ по психологии вообще все человеческие отношения сводят к играм, например, как Эрик Бёрн со своими хитами «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди».

Игры — они как сказки, позволяют переносить глубинные смыслы и желания в реальность, чаще в виртуальную, но грань между одним и другим может быть очень тонкой. Именно поэтому элементы игр используются в бизнесе – они позволяют использовать интерес и запал клиентов с пользой.

Что такое геймификация

Game («гейм») – с английского «игра».

Геймификацию правильнее было бы назвать «игрофикация», но англицизм звучит лучше.

Геймификация – это использование элементов игр и игровых процессов в работе, в бизнесе, маркетинге и в других сферах (например, в образовании), которые изначально не имеют таких элементов.

Геймификация позволяет улучшить взаимодействие участников, добавить дополнительные стимулы и интерес к процессам и непосредственно к результату. Изначально игра привлекает своей необычностью, но позже становится элементом удержания, так как из процесса игры выйти сложнее: добавляются новые правила, условия и обязательства.

В бизнесе геймификацию используют как фактор мотивации, это касается и клиентов, и сотрудников (как известно, сотрудники компании – это те же клиенты, только внутренние).

Где конкретно используются приёмы геймификации

Наиболее часто геймификация используется маркетологами, которые вовлекают клиентов в свои активности, попутно наращивая прибыль и другие показатели: лояльность, удовлетворённость, вовлечённость и прочее.

Подробнее – в материале про программы лояльности.

Но это далеко не единственная сфера применения. Геймификация вполне может повлиять на результативность и в других бизнес-процессах: карьерный рост, командообразующие игры, соревновательный аспект между разными сотрудниками, отделами, службами и проектами, персональная мотивация для достижения результата, повышение вовлеченности сотрудников и не только.

Геймификация может быть частью программ благодарности сотрудникам.

Нередко геймификацию используют в процессе проведения исследований и в HR-службах.

Геймификация в маркетинге

В маркетинге геймификация используется для:

Цель любой игры – приятно провести время. Но геймификация маркетинговых мероприятий позволяет добавить играм пользы для обеих сторон процесса.

В качестве конкретных инструментов геймификации маркетинга могут выступать:

С помощью геймификации маркетинговые службы могут достигать следующих целей:

Геймификация в HR-процессах

Службы работы с персоналом имеют свои задачи и цели. В частности, к ним относятся: поиск новых соискателей, обучение и доквалификация имеющихся сотрудников, удержание их на своих рабочих местах как можно дольше, поиск претендентов для карьерного роста внутри компании, повышение мотивации и прочее.

Почти во всех этих задачах могут применяться игры или их отдельные элементы.

С помощью игр HR-специалисты могут:

Элементы игры могут использоваться сотрудниками в онлайн-формате (например, на интернет-портале или в CRM, а также в BPM-системах) или оффлайн (непосредственно на рабочих местах, при корпоративном обучении, в системе наставничества).

Рабочие игры могут стимулировать личные или командные заслуги. В качестве конкретных элементов геймификации HR-службы могут использовать:

Геймификация управления (менеджмента)

Фактически методики и цели геймификации бизнес-процессов совпадают с механизмами и целями геймификации HR-процессов – ведь и там, и там работа осуществляется с людьми.

Немного корректируются только задачи: у HR-служб уклон в сторону социальной составляющей, а у системы управления – в сторону производства конечного продукта.

Соответственно, мероприятия геймификации систем управления будут способствовать в первую очередь повышению эффективности труда: увеличению слаженности, стимулированию продаж, работоспособности, производительности, снижению травм и брака, повышению интереса к работе и к результату, обеспечению здоровой конкуренции, борьбе со скукой и прокрастинацией.

Инструменты будут дублировать инструменты геймификации HR (конкурсы, рейтинги, KPI, баллы и прочее).

Как геймификация внедряется в бизнесе

Чтобы проще было понять принципы использования геймификации, нужно понять требования к играм:

Все те же самые атрибуты должны быть и в системах геймификации маркетинга, HR-служб или других бизнес-процессов.

Исключение: в некоторых элементах геймификации внутри компании может отсутствовать добровольный выход. Но это может случиться, только если процесс, в котором внедряется геймификация, является составной частью системы KPI, то есть влияет на заработную плату или на её мотивационную часть.

При внедрении геймификации в бизнесе нужно последовательно пройти по следующим шагам:

  1. Сформулировать цель внедрения геймификации или отдельных элементов стимулирования.
  2. Определить аудиторию (тех, кто будет участвовать в геймификации) и её мотивацию.
  3. Описать задачи, которые необходимо реализовать для достижения обозначенной цели. Желательно формировать задачи по технологии SMART, чтобы они были понятными и измеримыми.
  4. Проработать и сформулировать правила, систему вознаграждений (что и как получит игрок за выполненные задания).
  5. Более комплексные игры детализируются на уровнях динамик, механик и компонентов. В частности, можно продумать символику, подарки, ачивки и другие атрибуты, просчитать баланс, систему постепенного усложнения, распределение по уровням опыта и прочее.
  6. Обеспечить систему отслеживания прогресса игры. Обычно за это отвечают метрики. В бизнесе за это могут отвечать KPI. 
  7. Тестирование геймификации — проверка концепций и теоретической части на практике, поиск возможных проблем и подводных камней перед окончательным запуском.
  8. Внедрение геймификации (иногда с организацией обучения).
  9. Анализ результатов и при необходимости корректировка.

С какими проблемами может столкнуться внедрение

Игры повышают интерес, это факт. Но не всё так гладко, как могло показаться в начале.

Элементы геймификации в бизнесе разработать достаточно сложно, и сама разработка занимает много времени и сил. Основная проблема в том, что игры всегда разрабатываются под конкретного заказчика, под решение конкретной проблемы. Нельзя взять типовой продукт и внедрить у себя. Такой подход может не только не взлететь, но и привести к печальным последствиям.

Разработка и внедрение с нуля могут оказаться неподъёмно дорогими.

Элементы игры могут не понравиться целевой аудитории. В случае с маркетингом это чревато финансовыми потерями и снижением продаж, ухудшением репутации.

В случае с сотрудниками могут начаться увольнения или саботаж. В любом случае ничем хорошим это не закончится.

Негативный эффект от внедрения геймификации обычно возникает из-за того, что была неправильно сформулирована цель, правила оказались слишком сложными, награда — неинтересной, либо неверно выбрана механика игры.

Внедрять или не внедрять – каждый решает сам. Но нужно проявить максимальную осторожность, так как вместо ожидаемого положительного эффекта можно получить негатив и убытки.

Exit mobile version