Projecto

Технология управления проектами PRINCE2

Технология управления проектами PRINCE2

Многие слышали название, но не все знают, как использовать в своих проектах методологию управления PRINCE2. Изначально технология PRINCE была выбрана в качестве правительственного стандарта в Великобритании для проектов, связанных с информационными системами. Позже все наработки и интеллектуальные права были переданы компании AXELOS Ltd. А та в свою очередь сделала PRINCE2 полностью открытым, хотя и оставила платные услуги по обучению и сертификации.

Итак, ниже разберёмся в деталях методики PRINCE2.

Определение (как расшифровывается) и история методики

PRINCE2 – это акроним от фразы PRojects IN Controlled Environments, то есть «Проекты в контролируемых средах». Цифра «2» в названии прямо указывает на то, что изначальный стандарт был доработан, это полноценная версия 2.0, дополненная и улучшенная.

В реальности исходный стандарт, разработанный агентством CCTA (Центральное агентство Великобритании по компьютерам и телекоммуникациям) в 1989 году, основывался на другом стандарте, который назывался PROMPT (разработан в 1975 году Simpact Systems Ltd). Расшифровывалась аббревиатура так: Project Resource Organisation Management and Planning Techniques, то есть «Метод управления и планирования ресурсов проекта».

Внутри PROMPT содержался модуль разработки системы, который назывался PROMPT II.

Принципы подхода PROMPT были во многом идентичны принципам Waterfall (каскадная модель разработки):

На момент лицензирования в 1989 году правительством UK метод PRINCE расшифровывался как PROMPT II IN the C CTA Environment, так как за основу были взяты именно принципы, входящие в модуль PROMPT II.

И уже в 1990 году PRINCE стал общественным достоянием (по аналогии с открытым исходным кодом) с лицензией GPL.

Версия «2», выпущенная в 1996 году, предполагала большой объём переделок и, в отличие от исходного стандарта, распространяла своё действие на любые типы проектов, а не только на IT.

PRINCE2 разрабатывался при сотрудничестве более чем 150 европейских организаций.

Позже стандарт ещё несколько раз подвергался кардинальным доработкам, но название оставалось прежним.

Текущая актуальная версия PRINCE2 6th Edition была представлена в 2017 году. 

В 2018 году методология была адаптирована для Agile-проектов и была названа PRINCE2 Agile.

Так как методика PRINCE2 востребована в разных странах, её перевели на множество языков, включая русский. Официальный WIKI-портал можно найти здесь.

Обзор методологии PRINCE2

Методологию можно было смело назвать PRINCE7, так как в ней всего по семь: принципов, основных процессов и бизнес-инструментов (тем).

PRINCE2 – это методология управления проектами любого типа, основанная на процессах. Она позволяет наиболее точно и правильно ответить на следующие ключевые вопросы:

Как и любая методология, PRINCE2 нужна для структурирования управления проектом (для его упорядочивания) и для получения конкретного результата. Без всего этого проект с большой вероятностью потерпит неудачу.

Фреймворк PRINCE2 рассматривает все основные роли участников, их обязанности, описывает стадии существования проекта и рассказывает о том, как нужно управлять изменениями.

Итак, сначала расскажем об основных принципах.

7 принципов технологии управления проектами PRINCE2

  1. Непрерывное бизнес-обоснование. Оформляется отдельным документом, который обновляется на каждом новом этапе проекта, чтобы обеспечить его жизнеспособность. Досрочное прекращение обоснования может произойти, если существование проекта перестанет быть актуальным.
  2. Обучение на собственном опыте. Внутри каждого (любого) проекта по PRINCE2 от одной и той же команды обязательно должно вестись документирование опыта (уроков), тогда новые проекты смогут постоянно обращаться к своим внутренним журналам уроков или к журналам уроков параллельных/предыдущих проектов, чтобы не изобретать «велосипеды» заново. Если уроки не провоцируют изменения, они являются только выявленными (неусвоенными) уроками.
  3. Определение ролей и обязанностей. Роли в PRINCE2 обязательно должны быть определены, иначе управление проектом будет невозможно. Роли обычно разделены на четыре уровня (по восходящей: уровень команды, уровень руководителя проекта, совет проекта, уровень управления компанией). Группа управления проектом должна включать представителей всех заинтересованных сторон, в соответствии с PRINCE2 это бизнес-спонсоры, поставщики ресурсов и конечные пользователи.
  4. Управление по этапам (стадиям). Каждый этап строго описан ниже, при переходе с одной стадии жизненного цикла проекта к другой нужно обязательно актуализировать документы по рискам, общий план проекта и бизнес-обоснования. Конечно, в плане реализации новой стадии нужно учитывать нюансы, которые были выявлены во время реализации предыдущей.
  5. Управление по исключениям. Если для реализации отдельных целей в проекте PRINCE2 нарушаются определённые изначально допуски (лимиты), то управление передается на уровень выше, чтобы ускорить процесс принятия решения.
  6. Фокусирование на продуктах. Нужно создавать продукты, которые интересны конечным пользователям, поэтому эти продукты и их характеристики должны быть детально описаны и определены (но время на выявление потребностей и описание продуктов должно коррелировать с другими вводными для проекта – настолько, насколько это возможно в текущих условиях).
  7. Адаптация к среде проекта. Методология PRINCE2 говорит о том, что следует учитывать следующие аспекты – размер проекта и его сложность, временные рамки, важность проекта и возможные/потенциальные риски. Адаптация должна быть непрерывной, она проверяется (актуализируется) на каждом этапе – перед его началом и даже в процессе.

Принципы нельзя переделывать или изменять, иначе методология управления уже не будет называться PRINCE2.

7 основных процессов в PRINCE2

Они легко соотносятся со стадиями жизненного цикла проекта.

  1. Запуск проекта. Назначаются/выбираются участники команды, руководитель и менеджер, формулируются цели и задачи проекта.
  2. Инициализация проекта. Уточняется экономическое обоснование и собирается документация по запуску.
  3. Руководство проектом. Выбираются методы и инструменты, с помощью которых Совет проекта будет контролировать проект.
  4. Управление стадиями. Определяется, как следует контролировать каждый отдельный (новый) этап, включая контроль отдельных задач и их пакетов.
  5. Управление поставкой продукта. На этой стадии нужно формализовать то, как задачи по проекту будет передаваться от менеджера проекта к менеджерам групп (к командам), чтобы такие задачи были согласованы с общим прогрессом и строго соответствовали требованиям к качеству.
  6. Управление границами стадии. Определяется, как переходить от одного этапа реализации проекта к другому (очередному/следующему).
  7. Закрытие проекта. Включает процедуру передачи проекта заказчикам, обеспечение поддержки/сопровождения, а также анализ результатов (выгоды, рекомендации, инциденты, риски и т.п.).

7 тем и инструментов к ним

Тема 1 «Бизнес-кейс» предполагает использование следующих инструментов управления:

Тема 2 «Организация проекта»:

Тема 3 «Качество»:

Тема 4 «Планы/планирование»

Планирование на основе продукта включает следующие этапы:

Последние три выполняются для всех уровней плана (проекта, этапа и команды).

Тема 5 «Риски»:

Тема 6 «Изменение»:

Тема 7 «Прогресс»:

Как выглядит связка PRINCE2 + Agile

PRINCE2 может использоваться как высокоуровневый фреймворк, который будет применяться к основным жизненным циклам проекта: инициализация, планирование, завершение и т.п. По гибкой методологии будет работать только стадия основного производства (реализации).

Поэтому PRINCE2 можно адаптировать для работы с любой гибкой методологией: SCRUM, канбан и т.д.

Инструменты для внедрения PRINCE2

Специально для внедрения методологии PRINCE2 существует ряд профильных программных продуктов, таких как «in-Step PRINCE2 Edition».Но в самой методологии нет ничего сверхсложного или выходящего за рамка классического планирования или ведения проектов. Поэтому PRINCE2 можно «подружить» с любым софтом и инструментами для планирования проектов, в том числе с облачным Projecto.

Exit mobile version