Impact mapping (мэппинг проектов)

Составление карт влияния (Impact Map) может существенно помочь развитию и планированию проекта. Во многом они похожи на User Story (пользовательские истории), используемые в методологиях экстремального программирования и SCRUM (одна из ведущих Agile-методик).

Ниже подробно расскажем о преимуществах мэппинга проектов и о том, как применять карты влияния у себя в команде.

Немного об истории появления Impact mapping

О составлении карт эффективности впервые упомянули Мийо Балич и Ингрид Оттерстен в своей статье Effect Managing IT («Эффект управления IT», 2007 г.).

Эта информация была переосмыслена и легла в основу другого труда, но уже от автора Гойко Аджича, обладатель награды «Самый влиятельный специалист по Agile-тестированию 2011 года», в книге «Спецификация на примере» (Specification by Example, 2011 год).

А уже в 2012 году тот же автор издал исчерпывающее руководство по изобретённой им методике – Impact Mapping: Making a big impact with software products and projects.

Переведенная на русский язык версия книги называется «Impact mapping: Как повысить эффективность программных продуктов и проектов по их разработке».

Что такое Impact mapping

Impact mapping – это современная методика облегчённого совместного стратегического планирования для компаний и проектных команд.

Эта технология отлично вписывается в большинство современных тенденций управления проектами и совместима со многими актуальными методологиями разработки программных продуктов (Agile, Lean и прочие). Но она может использоваться и для проектов другого типа.

Составление карт воздействия помогает реализовывать эффективные планы и дорожные карты, которые будут обеспечивать согласованность бизнеса и каналов поставки. Такие карты легко адаптируются к изменениям, хорошо читаются, позволяют визуализировать связи и понять, где в вашем бизнесе имеются узкие места.

С помощью карт влияния можно визуализировать:

  • бэклог проекта,
  • карту рисков проекта,
  • гипотезы по его развитию 
  • и не только.

Простой пример карты влияния (Impact Map):

Хотя никто не запрещает оформить карту в физическом виде, например, так:

Как можно заметить, карта составляется из простейших элементов (блоков), а стрелками обозначаются связи между ними и направления воздействия.

Мэппинг проектов может использоваться как самостоятельно, так и вместе с другими методологиями управления. Это удобное средство осмысления и визуализации.

Кому подходят карты влияния (кто должен их использовать)

Автор методологии заявляет, что мэппинг будет эффективным инструментом планирования для:

  • проект-менеджеров,
  • менеджеров по продуктам,
  • тех-лидов,
  • бизнес-спонсоров
  • и другого старшего технического руководства проекта.

Карты воздействия — это отличный способ определить видение нового продукта, особенно когда вместо целей прописаны решения.

Поэтому их можно применять в следующих ситуациях:

  • Определение функций для несуществующего продукта.
  • Поиск надежных доказательств того, что ваши идеи верны.
  • Планирование следующего спринта/релиза проекта с определением приоритетов функций.
  • Поиск доказательств для клиента, что заказанная им функция бесполезна.
  • Предоставление доказательств клиенту, что функция действительно достойна внесения в продукт.
  • Получение всех данных о бизнес-целях и стратегиях на одной странице.

В реальности стратегия Impact mapping нашла своё применение и в сфере здравоохранения, и в электронной коммерции, и в отделах маркетинга, и в сфере дизайна, а также во многих других бизнес-нишах.

Как составить свою карту воздействия

Составлением impact-карт должны заниматься представителя старшего руководства, которых мы перечислили выше. Но при создании карт должны учитываться роли разных участников системы, так называемых стейкхолдеры. Правда, в методологии Impact mapping они называются «действующими лицами» (англ. Actors).

Для получения качественного результата лучше всего использовать специальный софт для проектного менеджмента.

Так как карта воздействий – это визуализация основных предположений, она в идеале должна появиться в ходе обсуждения, то есть в результате совместного мозгового штурма.

Какие аспекты необходимо учесть:

  • Цель (Goal). Это центральный элемент карты, который должен отвечать на вопрос «Зачем?».
  • Действующие лица (Actors). Это первая ветвь карты, которая отвечает на вопрос «Кто?». В качестве элементов этого типа обозначаются лица, которые могут произвести желаемый эффект или действие, а также те, кто может помешать реализации цели. Сюда, например, можно отнести пользователей продукта, спонсоров, разработчиков и прочих.
  • Влияния/воздействия (Impacts). Это уже второй уровень ветви, который должен отвечать на вопрос «Как?». В качестве элементов нужно перечислить конкретные действия участников (Actors), которые будут помогать или мешать достижению цели. Сюда также можно отнести воздействия, которые будут приводить к изменению поведения действующих лиц.
  • Результаты (Deliverables). Последний элемент ветви, который должен отвечать на вопрос «Что?». Тут должны быть перечислены все конкретные действия (операции и/или задачи) с привязкой к действующему лицу и теме влияния, которые будут приводить к получению необходимых воздействий. Внутри результатов могут быть внутренние деления на подзадачи, если корневые элементы получаются слишком сложными для понимания или восприятия.

Если составить полную ветвь до последнего элемента, то получится цикл из вопросов «Зачем?», «Кто?», «Как?» и «Что?».

Выглядит очень просто… Но на практике реализуется не сразу, и могут возникать проблемы.

Для большей наглядности можно дополнительно разделять элементы разными цветами, например, если влияние негативное, то вы можете выделить его красным цветом, положительное – зелёным и т.п.

Подводные камни мэппинга проекта

Неспроста автор написал целую книгу, которая рассматривает все аспекты методики Impact mapping.

  1. Цели желательно формулировать по SMART. То есть с конкретными числовыми показателями и с привязкой к конкретным срокам.
  2. В качестве цели не стоит использовать конкретный продукт, но можно описать изменение его состояния, так как методика рассчитана именно на проектный подход.
  3. Важно найти баланс между детализацией и временем на составлении карты влияния. Формально этот процесс никак не ограничивается во времени, вы можете пополнять карту элементами когда угодно. Но нужно установить некую границу, когда карту можно назвать законченной.
  4. Майнд-карта не может заменить собой техническое задание. Это только вспомогательный инструмент, используемый для визуализации понимания основных влияний и участников.
  5. Для работы с заказчиками Impact mapping может оказаться неэффективным способом описания задач. Поэтому используйте те методы, которые удобны клиенту. Карты могут стать сугубо внутренним инструментом команды.
  6. Сами по себе карты не реализуют проект. Они лишь обеспечивают наглядность планирования и позволяют повысить охват бизнес-целей.

Важно помнить, что в любом бизнес-проекте его реальная ценность возникает только к моменту завершения. Поэтому, если вы хотите угодить клиенту и не получить негативный опыт, нужно придерживаться итеративной разработки, а не инкрементной.

Простое объяснение, почему так, а не иначе, можно увидеть ниже:

Хорошо, если заказчик будет сразу видеть конечный результат и детализировать его возможности/функции по мере развития проекта. В то время как «частичный» прогресс слабо соотносится с пониманием общей картины.

Всё это может привести к тому, что уже после сдачи проекта заказчик может сказать, что он получил не то, что ожидал.

Вот как раз такие ситуации и должно предотвращать применение Impact mapping.