Покер-планирование задач

Адекватная оценка задачи в любом проекте – это фактически краеугольный камень. Ведь если точно знать все сроки по всем входящим задачам, то проект всегда и во всех командах будет сдаваться строго в обозначенное время. Но это лишь идеальная картина мира, на практике всё сложнее. Всегда бывают форс-мажоры, неверно выделенные ресурсы, подводные камни и т.п. Всё это приводит к регулярным пересмотрам времени реализации проекта. Топ причин, по которым проекты разваливаются, дойдя до конца.

Этот материал — об одном из возможных способов приближения идеальной картинки со сроками задач к реальной (той, что возможна на практике). Поговорим о покер-планировании.

Что такое покер планирование

Покер-планирование (англ. вариант Poker Planning) – это модифицированная версия обсуждения задач в гибких методологиях управления проектами, при которой сроки задачи назначаются исполнителями без знания и обоснования сроков других исполнителей.

Иными словами, получается некая модель «в тёмную», когда сначала делаются ставки на время реализации задачи, и только потом заслушиваются мотивированные части решений.

Такой подход позволяет снизить влияние эмоций и авторитета отдельных исполнителей (участников команды) и повысить объективность планирования.

Немного истории.

Метод обсуждения задач по модели Planning Poker впервые предложил Джеймс Греннинг, который является одним из создателей манифеста Agile. Сделал он это в 2002 году. Чуть позже подход популяризировал Майк Кон в своей книге Agile Estimating and Planning (год выхода – 2005).

Покер-планирование ещё часто называют Scrum-покером, так как методика часто применяется в SCRUM-командах во время шага планирования спринта. Не менее популярен «покер» и в проектах с экстремальным программированием.

В реальности это разновидность широкополосного метода оценки Делфи, который был предложен в корпорации RAND ещё в 1950-1960 годах для оценки нестандартных задач. Метод применялся в составе специальных оценочных сессий, где участники заполняли анонимные формы.

Общий смысл тот же – сначала сроки, без оглядки на мнение остальных, и только потом обсуждение с принятием консенсуса.

Причём тут вообще покер?

Это своего рода попытка геймификация процесса планирования. Элемент игры совсем не в азарте, а в стандартных карточках с оценкой потенциального времени реализации. У айтишников своеобразный юмор, поэтому вместо классических игральных карт при покер-планировании используются карточки с последовательностью Фибоначчи. Тут возможны два варианта:

  • 0,1,2,3,5… до 89 + карта бесконечности.
  • 0,½,1,2,3… до 100 + карта бесконечности.

Хотя, если нет желания приобретать специальные наборы карт, можно задействовать классические игральные карты. Главное – обговорить, какая фигура и что будет обозначать. Например, короля традиционно связывают с бесконечностью.

Собственно, с реальной карточной игрой покер-планирование никак не связано. Единственная общая черта – необходимость открытия карт и немного элементов «торговли». Правда «торговаться» нужно больше с собой, чем с другими участниками. Ну и «играть» при планировании часто приходится с неполной информацией о картах противников.

Итак, осталось рассмотреть процесс проведения покер-планирования.

Как выглядит покер-планирование на практике

Дети собираются в круг…

Подготавливается список задач, для которых будут обсуждаться сроки реализации. Если вы хотите, чтобы процесс планирования завершился быстрее и консенсус был достигнут с меньшими усилиями и обсуждениями, то крупные задачи нужно предварительно разложить на более мелкие составляющие (подробнее про декомпозицию задач).

Каждому участнику обсуждения выдаётся колода с карточками, отображающими типовые цифры с возрастающим номиналом. Цифры обычно соответствуют дням или иным единицам, используемым для оценки сложности работы. Шкалу оценки нужно обсудить заранее и строго её придерживаться, чтобы оценка сроков реализации задач была максимально адекватной.

Далее назначается ведущий, он отвечает исключительно за организации процесса игры. То есть он следит за временем раундов, за правильностью действий игроков и т.п.

Руководитель проекта в начале раунда обозначает задачу, по которой будет происходить обсуждение. Всё как в обычных процедурах планирования спринта:

  • Менеджер проекта даёт краткую справку.
  • Если нужно, оговаривает отдельные детали и трудности, обозначает предшествующую историю задачи.
  • Участники могут задавать уточняющие вопросы и обсуждать детали задачи с другими участниками команды.

Но этап обсуждения в покер-планировании заканчивается голосованием с помощью карт.

Каждый игрок кладёт свою карту рубашкой вверх, чтобы её номинал не могли видеть оппоненты.

Раунд голосования заканчивается только тогда, когда все участники положат свою карту на стол.

Когда голосование закончено, карты переворачиваются, и начинается этап обоснования.

Обычно обоснование требуется для карт с очень низким или с очень большим номиналом. Но в вашей команде в обосновании могут участвовать буквально все игроки (если позволяет время).

Этап планирования сроков заканчивается только тогда, когда будет достигнут консенсус. Соответственно, если консенсуса нет, то обсуждение и голосование по срокам задачи начинается заново (опять задаются вопросы, проводятся обсуждения, происходит голосование, карты открываются, номинал обосновывается).

Если практика игры показывает, что обсуждение занимает слишком много времени, то в «игре» можно задействовать классический таймер, ограничивающий этапы обсуждения, голосования и обоснования.

Зачем всё это?

Основная задача покер-планирования – отвязаться от навязанных идей и сроков других участников планирования. Иными словами, повышается объективность оценки, соответственно, сроки реализации получаются максимально приближенными к реальным.

Покер в планировании позволяет выявить и изолировать мнение наиболее влиятельных участников команд, дать возможность высказать и обосновать своё мнение всем остальным.

Но элемент геймификации на основе покера может подойти далеко не всем командам. Но пока вы не попробуете метод, вы не сможете узнать этого наверняка.

Многие IT-команды лестно отзываются о покер-планировании. Но это не значит, что метод подойдёт буквально всем. Зачастую может получиться обратный эффект, когда все эти атрибуты, дополнительные правила и время на организацию только отнимут силы и внимание.

Если вам не нравятся игры, планируйте спринты «по классике».

В любом случае, Projecto поможет с учётом задач, с контролем сроков, с хранением истории обсуждений, с рассылкой уведомлений и многими другими функциями, необходимыми для грамотного сопровождения проектов и планирования.